О выборе мультфильмов: картина мира в детском сознании.

Всем тем,  кто рожден в период от 1960 по 1990-е, современным бабушкам и дедушкам, мамам и папам, хотелось бы предложить к размышлению вопрос о выборе мультфильмов. Казалось бы, сегодня так все просто: включил любой детский телевизионный канал, дал ребенку в руки планшет, подключенный к Интернету, – и все: нет вопросов, ребенок увлечен сюжетом, а мы можем спокойно заняться своими делами. В нас самих еще жива уверенность, что просмотр мультфильмов — это увлекательное, развивающее и полезное занятие.  Эта установка родом из нашего детства. Мы еще помним те летние вечера, когда двор полон детворы, все с упоением играют в «выбивалы», «пионербол» или «казаки-разбойники». И вот с ближайшего балкона голос чей-то мамы возвещает: «Алик, программа мультфильмов началась». И двор пустеет: все бегут к телевизору, иногда толпой к одному из друзей, и не потому, что дома нет телевизора, просто к соседу ближе, да и вместе веселее. Мы сопереживаем героям сказочных приключений, а наши родители за нас спокойны: советский экран никогда не предложит тем об убийстве, не покажет детально процесс отрывание голов злодеям, не заставит любимое чадо пугаться страшных монстров. Да, доступность такого развлечения у нас была ограничена, «мультики» не шли круглосуточно, нужно было подстроиться под программу передач, найти время в течение дня.

А что сегодня? Мультфильм — уже не такое изысканное блюдо в информационном меню наших детей. Вместе с круглосуточной доступностью пришла и необходимость устанавливать родительский фильтр на просмотр те или иных мультипликационных лент.  Какими общими принципами руководствоваться нам, отвечая на вопрос: что можно и  нужно смотреть нашим детям?

Для начала, давайте все вместе признаем тот факт, что  картина мира ребенка состоит из множества компонентов. И восприятие визуальных образов  после трех лет становится ведущим способом познания. Все, что видит ребенок, становится неотъемлемой частью его жизни, его реалиями. Пространство мультфильмов для малыша также реально, как и мир его квартиры. Мы все хотим, чтобы наши дети из детства вынесли правильные модели поведения, а в качестве образца модели поведения зачастую предлагаем войну роботов, где прав тот, кто сильнее и смог оторвать больше конечностей у соперника.  Нам все же кажется, что самым главным в героях мультфильмов должно  быть такое качество, как добродетель – умение делать добро без насилия.  Потому главный принцип в выбор мультфильма – категорический запрет на любое насилие. В детской картине мира нет места убийству, во имя какой бы великой цели оно не совершалось. А так же не должно быть места сценам, содержащим иные виды унижения.

«А как же правда жизни?», — возразят нам многие родители. Современный мир жесток, ребенок должен знать, что есть на свете злые силы, и нужно быть хитрым и ловким, чтобы им противостоять.  Есть одно возражение всем любителям подобных страшилок: «А мы до бесконечности хотим жить в уродливом мире, где на фоне злых и страшных событий только маленькие островки добра и герои — одиночки? Нет, не хотим?». Вот тогда и давайте уже сейчас для своего ребенка создавать ту картину мира, в которой настоящего человеческого участия,  дружбы, взаимопомощи больше, чем насилия, отчаянных попыток преобразить мир силами одного единственного супермена. А потому будем выбирать те мультфильмы для просмотра, в которых базовая картина мира персонажей состоит из миролюбия, добрых дел, созидательных событий. А если и есть злодеи, то их влияние не так велико, злодей дан герою для испытания крепости духа, а  в конце сюжета наступает чудесное преображение злого мира: рушится замок Кощея, исчезает заклятие ведьмы, просыпаются ото сна прекрасные принцессы, и  вновь обретает силу потерянная дружба богатырей.  

Мир мультфильмов, в которых добро многомерно, имеет поддержку со стороны сил природы, порастает даже в черствых душах злодеев, способен укрепить и поддержать детскую психику. Согласитесь, если с детства человек знает, что  беды преодолимы, что  действие сообща и без перекошенного лица приведет к желаемой цели, то и в реальном взрослом мире у такого человека появляется опора на сознание. Мультфильм окажет просто терапевтическую пользу, если после просмотра у малыша сложится мнение, что в этом мире столько прекрасных вещей и явлений. Хорошо, если после просмотра мультфильма ребенок постарше захочет помочь  бездомному животному, решит сделать подарок своими руками для бабушки, попросит написать письмо доброму волшебнику. Вот, пожалуй, еще один важный критерий в вопросе отбора мультфильмов – чувство, которое рождается после просмотра. «Я хочу ударить, хочу чтобы тебе было больно и ты плакал»,- говорит шестилетний малыш отцу во время шуточной потасовки перед сном.  Это повод родителю насторожится, нельзя ни в коем случае ответить: «А я тебя сильнее, я тоже могу тебя ударить».  Сейчас не время объяснять, что «на каждое действие, есть свое противодействие». Тревожный звоночек уже прозвенел, время критически оценить детское окружение, в том числе и мультипликационное окружение своего ребенка. Может быть, образ киборга раскачал детскую психику, любимому персонажу уже хочется подражать.  Скрипучий смех, резкие агрессивные  движения героя отвратительны для взрослого. А для ребенка подобная атрибутика может быть очень привлекательной, а потому заразительной.

Отдельно хотелось бы остановиться на яркости и привлекательности образов  в «западных» мультфильмах.  Трудно оторваться от созерцания красочных оболочек героев зарубежных мультфильмов. Однако за красочной оболочкой подчас скрываются примеры девиантного поведения. Жестокое избиение кота Тома, или оглушительные пощечины, которыми награждают капитана захваченного судна пингвины из мультфильма «Мадагаскар» должны вызывать одобрительный смех. Избыток такого недетского юмора мешает сопереживать, чувствовать чужую боль, заглушает росток острадания к обиженному персонажу. Здесь мы позволим себе привести обширную цитату из повести современного автора Евгения Чеширко «Лекарь сказочных душ». Диалог, который происходит между главным героем и Микки- Маусом  напрямую связан с нашим вопросом о картине мира в современной мультипликации. Итак, глава войска современных  мультяшек говорит Лекарю:

«Мы — молодые и мы уже завоевали весь мир. Наша энергия — это энергия добра. Вы помните, чтобы я убил кого-то или причинил вред? Вряд ли. Может быть Гуффи? Тоже нет. Вспомните, даже отрицательные наши герои вызывают улыбку. За нами — будущее! Человек хочет смеяться, он хочет получать только положительные эмоции. Мы даем ему это! Нас знает весь мир, на всех континентах знают меня, но мало кто в мире знает вашего Кощея. <…> Мы уже победили! О нас говорят! Нам пытаются подражать, о нас снимают фильмы! Бэтмен, Человек-Паук, Супермен… Чего только они стоят! Сейчас вы скажете, что про древних тоже начали снимать фильмы, да? Вы смотрели новый «Вий»? Уверен, что смотрели. А теперь почувствуйте разницу. Ни в одном из фильмов о Бэтмене, режиссеры не позволили усомниться зрителю в реальности его существования. Вий же, оказался лишь плодом воображения перепившего туриста. Вот и вся разница. Мы проводим огромную работу в сознании людей. Мы меняем его в лучшую сторону. Лишь ваша страна, да несколько африканских племён ещё сопротивляются. Остальные люди — наши люди.

Лекарь погладил себя по подбородку.
— Микки, можно один вопрос?
— Да, конечно, только быстрее, у нас мало времени.
— Скажите, чему вы за свою жизнь научили людей, кроме как смеяться над вашими выходками? Может быть вы тридцать лет пролежали на печи Аристон, потому что у вас были атрофированы уши, а потом встали и пошли защищать свою американскую Родину от иноземных захватчиков? Может быть вы живёте в лесу и учите людей любить и беречь природу? Может быть вы живёте в доме и приучаете хозяев к чистоте и порядку? Что вы сделали для нас? Я отвечу за вас. Вы ничего не сделали. Вы ничему лично меня не научили! Вы можете научить только громко ржать. Но я не конь, я — человек! И я хочу жить в мире, в котором меня будут окружать, пускай молчаливые и угрюмые существа, но они научат меня справедливости, добру и истине!
Взгляд Микки-Мауса стал колючим и жёстким. Микки, бросив на прощанье презрительный взгляд на Лекаря, растворился в воздухе. Психолог улыбнулся и направился готовиться к очередному рабочему дню».

Пренебрежительное отношение к учебе, возможность нечестного соперничества в дружбе, культ атрибутов смерти — вот те составляющие сюжета, на которых держится популярность таких мультфильмов, как «Монстер Хай». Да и эстетика образов оставляет желать лучшего. Герои попросту некрасивы, а их речь груба и полна жаргонизмов. Такие мультфильмы полностью дезориентируют ребенка, дают искаженную картину мира. А в неокрепшем детском сознании нет противовеса. И создать такой противовес – задача родителей.  

Мы ни в коем случае не призываем отказаться от просмотра мультфильмов вообще. Тем более, что сегодня и современные мультипликаторы понимают необходимость возврата к положительным нравственным образам, к детским сюжетам без сцен смерти, истерик, шантажа и криминала.  Но выбирая мультфильм для просмотра, задавайте себе вопросы: какое настроение создает мир мультфильма? чему научат персонажи моего ребенка? Интересно ли мне самому смотреть на этих черепашек-нидзя, покемонов, трансформеров и монстров?

А еще очень важно проводит время со своим ребенком. Совместный просмотр мультфильма из «советского детства» с обсуждением героя и антигероя сблизит вас и даст правильный ориентир ребенку.  В заключение, позволим несколько простых советов по выбору мультфильмов, чтобы картина мира наших детей не искажалась до бесконечности от неконтролируемого «поедания» всех блюд со «шведского стола» современной мультипликации.

ü  Составляйте раз в неделю свою программу мультфильмов, благо технические средства это позволяют.

ü  Ограничьте просмотров мультфильмов по времени, скажите «нет» круглосуточному фону из мультфильмов.

ü  Смотрите с ребенком не только динамичные современные мультфильмы,  но и те, что имеет плавную смену последовательности сюжетов. Формировать способность созерцать медленно сменяющиеся картинки старых мультфильмов очень полезно.

ü  При совместном просмотре разъясняйте детям причины того или иного поведения героев, разговаривайте с ребенком.

ü  Вместе с ребенком выберите несколько полезных программ и мульт- сериалов. Обязательно разъясните ребенку свой выбор.