Коррекция нарушения звукопроизношения

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.При нормальном ходе речевого развития к 5 — 6 годам у ребенка должна быть сформирована артикуляционная база всех звуков. Если же этого не происходит и своеобразие в произношении звуков задерживается до более позднего возраста, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным».
Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильной артикуляцией звуков речи. Здесь приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.
Одной из причин неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка, такие как прогения/прогнатия (нарушения прикуса), «нестандартный» размер языка (слишком маленький или большой), ринолалия (расщелина верхней губы, твердого и мягкого нёба) и др. Для преодоления вышеперечисленных причин нарушения работы артикуляционного аппарата необходимо вмешательство медицинских специалистов.
Другой причиной, вызывающей стойкие нарушения в произношении звуков, является недостаточная подвижность органов артикуляции. Чаще всего речь здесь идет о парезах (слабости) мышц губ и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краев или спинки.

  • Наиболее характерными показателями нарушения звукопроизношения являются
  • Отсутствие в речи определённых групп звуков. Например, отсутствие звука «р» («каова» —вместо «корова», «от» — вместо «рот»);
  • Замены звуков другими звуками. Например, замены звука «р» на звуки «л», «ль», «в», «й» («лак» — вместо «рак», «лямаска» — вместо «ромашка», «вак» — вместо «рак», «йыба» —вместо « рыба»);
  • Искаженное произношение групп звуков. Например, межзубное произнесение свистящих звуков (с, з). Родители могут заметить, что кончик языка ребенка при произнесении звука находится между зубами. Такое произнесение является неправильным в любом возрасте и без помощи логопеда не проходит самостоятельно. Для исправления этого нарушения не нужно ждать, пока ребенку исполнится пять лет. Необходимо начинать занятия по исправлению произношения, как только установлено нарушение;
  • Смешение звуков. Например, ребёнок может произнести звуки, но в речи путает их. («шобака» — вместо «собака», «дус» — вместо «душ»).
  • Так же нарушение звукопроизношения может сочетаться с нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто со слюнотечением. Данные нарушения преодолеваются без медицинской помощи в результате регулярных целенаправленных действий логопеда, направленных на активизацию работы мышц артикуляционного аппарата, а также развитие артикуляционной моторики с помощью сеансов логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.
  • В последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к специалисту- логопеду такие дети попадают перед школой. Самый значимый для развития ребенка (сензитивный период) упущен.Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и письменной. Не откладывайте решение проблемы, обратитесь к специалистам центра уже сегодня!


Записаться на прием