Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей – это отставание в речи от нормы развития детей до 4 лет. При диагнозе ЗРР ребенок может говорить, но по сравнению со сверстниками очень слабо.
Термин «задержка речевого развития у детей» широко применяется в логопедической практике. Специалисты обращают внимание родителей, на то что ЗРР у детей – очень опасная вещь. Она может повлиять на общее психическое формирование и развитие межличностных отношений ребенка. К тому же речь серьезно влияет на воображение, развитие памяти и мышление в целом.
Задержка в развитии речи у детей отражается на формировании психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими людьми, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на формирование и выражение эмоций.
Диагноз ЗРР ставится детям до 3-х лет, у которых к этому возрасту не сформировался минимальный словарный запас слов. Дети с задержкой психо-речевого развития говорят короткими предложениями, употребляют мало прилагательных, редко задают вопросы.
Диагноз ЗРР ставится на основании комплексного обследования невропатологом, логопедом и психологом.
Чаще всего такой диагноз ставится, когда время уже упущено, поэтому родителям стоит уделять внимание развитию речи ребенка уже с самого раннего возраста.
Задержка речевого развития у детей формируется, если:
• С ребенком не говорят или же по невнятным звукам определяют, что ему нужно. В подобном случае речь не развивается, так как у ребенка нет в ней объективной необходимости
• Травмы, заболевания и поражения головного мозга. Также причиной развития задержки речевого развития у детей могут стать инфекционные заболевания, перенесенные еще в утробе матери или в первый год жизни
• У ребенка есть проблемы со слухом, потому он не может внятно повторять то, что слышит от других
О задержке психо-речевого развития могут свидетельствовать:
• Младенец молчит и не произносит никаких звуков, даже элементарного «м-м-м»
• 12-месячный ребенок не реагирует на обращение к нему, а к себе внимание привлекает исключительно плачем
• В возрасте 1,5 лет дети должны распознавать на слух предметы, показывать их на картинке и т.д.
• 1,5–2-годовалый ребенок может свободно выполнять команды взрослого: «открой рот», «возьми ложку»
• 2-3 года – период произнесения отдельных слов и целых фраз
• к 4-м годам дети произносят полноценные предложения, даже если большинство звуков пока выражаются неверно
Первым, к кому следует обратиться, если вы заподозрили задержку речевого развития у детей – это логопед. Лечение ЗРР – сложный процесс, но вполне успешный при соблюдении некоторых условий, главным из которых является заинтересованность родителей.
Если вовремя не приняться за лечение ЗРР у детей, это может привести к выраженному отставанию развития ребенка, в таком случае ребенок будет вынужден отправиться для обучения в спецшколу.